ARRCO.RU

Ошибка

От идеи до денег

img_1097Этот путь должен пройти каждый развивающийся бизнес. Может ли государство сделать его короче?О государственных инструментах поддержки инвесторов и сути государственно-частного партнерства рассказал Генеральный директор ОАО "Агентство Регионального Развития" Челябинской области Игорь Кравченко.

Вложиться без барьеров

Специалисты с уверенностью отмечают: в настоящее время происходит взаимодействие государства и бизнеса. Эта тенденция наметилась и в инвестиционной среде. В регионах активно развиваются структуры, которые являются связующим звеном между властью, инвестором и автором бизнес-идеи.

— Люди обращаются во властные структуры: у меня есть отличный проект — нужны инвестиции… Хотя власть, по сути дела, вообще не должна касаться финансовой стороны вопроса. Основная задача государства — создавать благоприятный инвестиционный климат для вхождения инвестора в область, — уверен Игорь Кравченко.

При этом конечный выбор инвестора в итоге будет зависеть от множества факторов. И здесь роль государства во многом будет едва ли не определяющей.

— Это и политические, и экономические факторы. К первым относятся стабильная социально-политическая ситуация в регионе, воля всех участников процесса, готовность к конструктивному сотрудничеству. Ко вторым — наличие подходящих земельных участков, доступность и развитость инженерной и транспортной инфраструктуры, сырьевая база, рынки сбыта, потребительский потенциал, кадровая обеспеченность, — рассказывает Игорь Кравченко.

По его мнению, в условиях острой конкуренции между регионами за инвесторов задачей властных структур является создание максимально комфортных условий для открытия новых производств. Взять хотя бы тот факт, что оформление земельного участка, его подготовка, проведение коммуникаций и другие подобные заботы ложатся на плечи самих инвесторов.

— Зачастую это и отпугивает, ведь компаний, обладающих достаточными собственными средствами, чтобы справиться с этими проблемами, мало, — отмечает наш эксперт. — Поэтому в интересах области постараться минимизировать капитальные и временные затраты инвесторов на первоначальном этапе вхождения в регион и сделать этот процесс максимально прозрачным, простым и понятным.

Сегодня наиболее распространенным способом стимулирования инвестиционной деятельности в регионах являются налоговые льготы. С одной стороны, это простой инструмент привлечения инвестиций, с другой — далеко не самый эффективный, считает Игорь Кравченко.

— Государственная поддержка должна быть направлена на снижение административных барьеров, — говорит он. — Осуществить ее в таком варианте можно путем сопровождения инвестиционных проектов по принципу «единого окна». Это также обеспечит равные возможности для всех участников рынка.

В то же время, без информирования потенциальных инвесторов о возможной поддержке и гарантиях, вся работа может выйти в ноль. По словам Игоря Кравченко, важным аспектом здесь является маркетинг территории и донесение информации об условиях осуществления инвестиций, которые готова предложить область. Широко осветить существующие инструменты поддержки, рассказать о положительном опыте пришедших в регион инвесторов позволяет проведение мероприятий, привлекающих потенциальных инвесторов, как из регионов, так и из-за рубежа, считает эксперт.

— Таким мероприятием стал 4 Уральский Венчурный Форум, прошедший в апреле, — приводит пример Игорь Кравченко, — Он традиционно проводился в Екатеринбурге, но в этом году, совместными усилиями с Министерством экономического развития региона, нам удалось перенести его на челябинскую площадку: в Челябинске собрались реальны инвесторы.

Точка пересечения

Однако есть аспекты, которые, напротив, тормозят процесс привлечения инвесторов в регион. К таковым можно отнести низкое качество инфраструктуры, что препятствует стабильному экономическому росту территории и повышению ее конкурентоспособности на внутренних и международных рынках. Поэтому инфраструктурные проекты, изначально подкрепленные социальным эффектом, — всегда в приоритете у государства, именно к ним в основном приковано внимание властей. Однако в плане своей реализации они достаточно специфичны.

— Сегодня одним из вариантов реализации инфраструктурных проектов является государственно-частное партнерство (ГЧП), отмечает Игорь Кравченко. Это длинные и недорогие деньги. Длительность таких проектов, как правило, составляет до 10-15 лет. Механизм ГЧП способствует более эффективному вовлечению частного сектора в социально значимые, общественные проекты, а явным его достоинством является распределение рисков реализации проекта между публичной и частной сторонами.

Как пояснил наш собеседник, в общих чертах механизм выглядит так:

— Допустим, есть бизнес со свободными денежными средствами, которые должны работать — их необходимо инвестировать. И есть государство, которому необходимо реализовывать какие-то социально значимые проекты.

Это, по мнению Игоря Кравченко, и есть та отправная точка, в которой могут сойтись интересы предпринимателей и власти. В идеале именно она должна привести к объединению капитала и системы административных рычагов.

— Де-юре это происходит так. Инициатором ГЧП, по закону, является муниципалитет или субъект Федерации. Например, в населенном пункте необходимо реконструировать объект теплоснабжения, — Инвестор берет расходы на себя при этом уже известно, как будут окупаться вложения — за счет тарифа, который будет поступать в счет оплаты теплоснабжения, ведь эффективность обновленного источника теплоснабжения просчитана заранее, — делится наш эксперт.

По его словам, формируя проекты, субъект Федерации и муниципалитеты знают, из каких источников придут средства для возврата рассрочки инвестору. Все логично: затраты на строительство садиков, школ или ФОКов (физкультурно-оздоровительных комплексов) легко окупаются за счет разного рода поступлений из бюджета, объекты теплоснабжения или утилизации ТБО — за счет тарифов, вложения в медицину — через ФОМС и т.п. Несмотря на это, форма государственно-частного партнерства используется в России крайне редко. А в Челябинской области нет ни одного примера классического ГЧП.

Вместе с тем, Игорь Кравченко уверен, именно ГЧП — тот потенциал, который поможет взглянуть на инвестиционную составляющую с другой стороны и действовать, уже не опасаясь рисков. В настоящее время на базе Агентства регионального развития Челябинской области создан Центр развития ГЧП.

— В настоящий момент стоит основная задача, — подчеркивает он, — это взаимодействие государства с бизнес-структурами. Цель — совместное привлечения инвестиций в регион. Бизнес-сообщества должны быть вовлечены в активный поиск инвесторов, а не жить в ожидании легких денег от государства.

Источник: "Южноуральская Панорама", Четверг, 7 июня 2012г., №82 (2880)

 

Вложиться без барьеровp Код для вставки в блог

Скопируйте код для вставки на ваш сайт.



От идеи до денег

Контактная информация

Телефон: +7 (351) 251-26-49 | Email: info@arrco.ru | Web: arrco.ru | © ОАО «Агентство регионального развития» 2011 г.